Читателям уже известно о том, что в стране в связи с вступлением в силу в 2010 году Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Уже не только из газет, телевизионных передач, но из объявлений на подъездах наших домов и на практике мы узнаем об одном из самых значимых для каждого из нас требовании Закона об энергосбережении — перейти в срок до 1 января 2012 года на приборный учет всех потребляемых энергоресурсов.
В основном, на практике это коснулось пока только установки индивидуальных приборов учета ресурсов в квартирах. В отношении индивидуальных приборов учета законодательством обязательное оснащение такими приборами предусмотрено для используемых воды, природного газа и электрической энергии. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а дома после капитального ремонта — должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома в этот же срок — до 1 января 2012 года должны быть оснащены и коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части установки коллективных приборов учета используемых энергоресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Эти требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении тепловой энергии). Объем потребления энергоресурсов должен быть ранее определен договором на предоставление услуги.
Также до 1 января 2012 года собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им (или созданным ими организациям) общими сетями инженерно-технического обеспечения (электро-, тепло-, водо-, газо-), обязаны осуществить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу (то есть ресурсоснабжающие организации, далее — РСО), и сети которых имеют непосредственное присоединение к сетям объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета данных ресурсов.
Должна ли ресурсоснабжающая организация иметь лицензию на деятельность по установке приборов учета? Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензаровании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лицензированию не подлежит.
Министерство регионального развития РФ, разъясняя положения Закона об энергосбережении, отмечает, что РСО обязаны осуществлять установку, замену, эксплуатацию только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения зданий, объектов (в том числе, многоквартирных домов) к централизованным системам ресурсоснабжения.
До 1 июля 2010 года РСО обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Приобретение, установка общедомового прибора учета согласно положениям Жилищного кодекса РФ является вопросом увеличения состава общего имущества многоквартирного дома. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом (ст.161 Жилищного кодекса РФ) лицами, которые могут обратиться к РСО с целью заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, являются:
- при непосредственном способе управления — собственники помещений в многоквартирном доме;
- при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом — данные товарищество, кооператив соответственно;
- при управлении управляющей организацией — соответствующая управляющая организация.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших от РСО предложениях об оснащении многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить данную цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные РСО расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2013 г. РСО обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, всех объектов, которые в нарушение требований Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов, в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Как следует из положений Закона об энергосбережении, основные обязанности по побуждению установки коллективных (общедомовых) приборов учета энергоресурсов возложены на РСО, часть обязанностей — на организации, обеспечивающие обслуживание жилищного фонда, но в наибольшей степени вопрос оснащения жилых домов коллективными приборами учета энергоресурсов зависит от нашей готовности понести расходы на эти цели с тем, чтобы в дальнейшем оплачивать только реально потребленный объем воды, тепловой и электрической энергии. Вы готовы? Расходы окупятся.